ROWE как выбрать масло для своего автомобиля.

Каждый автовладелец сталкивался с проблемой правильного выбора моторного масла для своего автомобиля. От качества продукта во многом зависит работоспособность и продолжительность его эксплуатации. С проблемой выбора сталкиваются как владельцы новых, так и старых автомобилей. «Потребности» техники в масле могут изменяться по пробегу из-за условий эксплуатации и прочих факторов. В этой статье мы постараемся разобраться с Вами, как правильно подобрать смазочный материал для автомобиля, определим базовые понятия для правильного выбора моторного масла. А также покажем Вам что может предложить немецкий производитель смазочных материалов ROWE MINERALÖLWERK GMBH из своего ассортимента моторных масел.
С чего хотелось бы начать, так это, для чего вообще необходимо проводить замену масла в двигателе, или причины его замены.
Моторное масло – это не добавка в двигателе, а неотъемлемый его элемент наряду с другими деталями.
- Моторные масла работают в тяжелых условиях.
- Моторное масло на протяжении длительного времени подвергается ежесекундным перепадам тепловых и механических нагрузок, поскольку условия смазки различных узлов двигателя далеко не одинаковы.
- Моторное масло подвергается химическому воздействию кислородом воздуха, других газов, продуктов неполного сгорания топлива, да и самого топлива, которое неминуемо попадает в масло, хотя и в очень малых количествах.
- Моторное масло накапливает элементы износа.
- Моторное масло накапливает продукты неполного сгорания.
- Моторное масло накапливает элементы загрязнений.
- Происходит изменение физико-химических характеристик масла.
- Происходит естественное срабатывание и выработка функциональных присадок.
Из вышеперечисленных причин следует что масло в двигателе при правильном исполнении своего назначения до исхода срока выработки накапливает большое количество отработанных химических элементов, инородных частиц и теряет все свои свойства, постепенно утрачивая работоспособность. Это естественным образом может сказываться на работе двигателя. Поэтому нельзя пренебрегать и откладывать данный процесс в долгий ящик. Как любая деталь автомобиля, масло требует замены на новое. Однако многие легкомысленные автовладельцы пренебрегают советами и рекомендациями, говоря словами персонажа известного советского мультфильма: «И так сойдет!», — и ездят до тех пор, пока масло не превратится в деготь.



Но ведь это большая ошибка! Такая практика – прямая дорога к поломке и капитальному ремонту двигателя, что сопровождается большими материальными затратами автовладельцев.
Менять масло вовремя крайне важно, но каков же должен быть интервал замены, чтобы не пропустить важный момент и не переплачивать за слишком частые операции?
Чтобы узнать интервал замены, требуется заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля и выяснить это. Как правило, периодичность учитывает и условия эксплуатации автомобиля. По этой причине в разных странах, в отношении одной и той же модели, рекомендации разнятся. В России и странах СНГ этот интервал заметно меньше, чем в Европе, из-за чего обращать внимание на возможные допуски, установленные изготовителем, просто нецелесообразно. Нужно менять масло в установленные сроки, а то и раньше. Это подтвердит любой работник СТО. И дело не в его стремлении заработать, а в том, что условия эксплуатации авто крайне неблагоприятны и зачастую агрессивны в нашей стране.
Чаще всего масло требует замены каждые 10 000 км, хотя сейчас некоторые автопроизводители утверждают что двигатели могут работать без замены 15 000-20 000 км. Но все же лучше перестраховаться и менять его именно каждые 10 000 км – это значительно продлит срок службы двигателя и оставит его более чистым, а детали менее изношенными. Этот регламент действенен для обычных атмосферных двигателей. Для турбированных же стандартный интервал замены начинается с 5 000-6 000 км пробега. Многие в этом случае сразу паникуют, но все не так страшно. Если масло заменили на 1 или 2 тыс. позже, чем нужно, то ничего страшного не произойдет. А вот если оно не меняется уже на протяжении 4, а то и 5 тысяч км – это крайне нежелательно.
Далее в нашей статье мы будем разбираться, какие масла бывают, на какой основе их производят, какую вязкость выбрать, на какие допуски или соответствия обращать внимание и что такое OEM-допуска.
Масел большое количество, каждое из них имеет свой определенный тип, вязкость и допуски. Выбирать «наугад» не стоит, так как это может серьезно сократить жизненный цикл двигателя. Для этого прежде всего необходимо заглянуть в техническую документацию эксплуатируемого автомобиля, где черным по белому расписана вся необходимая информация на этот случай, обратится за советом к техническим специалистам. Но прежде всего самим анализировать информацию и проверять её.
В зависимости от химического состава и способа получения основы, смазочные материалы (масла) делятся на три группы или типа — Минеральные (нефтяные), Синтетические, Полусинтетические.
Минеральные масла производятся непосредственно из нефти посредством перегонки с последующей кислотной или кислотно-контактной (в настоящее время практически не применяется) либо селективной очисткой масляных фракций, а в последнее время — гидроочисткой (процесс химического превращения веществ под воздействием водорода при высоком давлении и температуре). Гидроочистка нефтяных фракций направлена на снижение содержания сернистых соединений в товарных нефтепродуктах. В результате обработки получается три вида минеральной смазки парафиновая, нафтеновая, ароматическая. Эти виды отличаются между собой наличием углеводородов, из-за которых парафиновая смазка более приемлемая для производства масляной жидкости. Высокий уровень вязкости минерального масла позволяет успешно применять его на агрегатах, работающих в тяжелых условиях и высоких нагрузках.



Синтетические масла вырабатываются из нефти, которая поддается органическому синтезу и перерабатывается до получения однородных молекул. Полученную базовую основу разбавляют добавками и присадками, которые повышают износостойкость, способствуют очистке силового агрегата, уменьшают выброс вредных веществ, снижают коррозию металлических деталей и позволяют экономить топливо. Первое синтетическое моторное масло было разработано в Германии ещё в 1939 году, но представлено на открытом рынке лишь в начале 1950-х, массовое же распространение таких масел пришлось на 1990-е годы, после появления двигателей, конструкция которых требовала от масла таких качеств, которые практически невозможно обеспечить при использовании минеральной основы. Изменяя процесс синтеза нефти, можно получить синтетические растворы, базой которых могут быть полиальфаолефины (ПАО), полигликоли (ПАГ), силиконы или сложные эфиры. Наиболее популярна синтетика на базе полиальфаолефинов (ПАО). У нее хороший уровень вязкости, способствующий хорошему пуску силового агрегата в зимнее время. При эксплуатации в летнюю пору или высоких температурах такая синтетика защищает двигатель от перегрева. Синтетическая масляная жидкость может использоваться в силовых установках любого назначения, работающих в любых условиях. Применение определенной марки синтетики для силового агрегата устанавливает производитель транспортного средства.



На рубеже 1990-х и 2000-х годов стали появляться улучшенные минеральные масла, прошедшие дополнительную обработку гидрокрекингом, которые по своим качествам приближаются к синтетическим. Производители такие продукты маркируют аббревиатурой HC (Hydrogen Cracking). Лёгкий гидрокрекинг или каталитический — это гидрокаталитическая переработка сырья для получения базовых масел с высоким индексом вязкости (100 и выше), низким содержанием сернистых и ароматических углеводородов. Масла нужного качества получаются не удалением нежелательных компонентов из сырья (как в случае с очисткой селективными растворителями, адсорбционной очисткой и гидроочисткой), а преобразованием их в углеводороды необходимой структуры за счёт реакций гидрирования, крекинга, изомеризации и гидрогенолиза (происходит удаление серы, азота, кислорода), что сказывается на стабильности получаемых масел. При гидрокрекинге получают высококачественные основы широкого ассортимента товарных смазочных масел. По своим физико-химическим свойствам масла НС приближаются к синтетическим маслам (ПАО), при более низкой стоимости производства. По сравнению с базовыми маслами, получаемыми традиционными способами очистки, имеют безоговорочные преимущества, особенно при производстве автомобильных масел.



У многих немецких производителей например таких как ROWE присутствуют еще и мульти-синтетические продукты которые изготавливаются на основе HC (Hydrogen Cracking) масел с добавлением (ПАО) синтетических, призванных сделать продукты более стабильными и устойчивыми к повышенным температурам. Такие масла чаще всего предназначены для работы в дизельных двигателях с турбонаддувом и имеют маркировку DPF – дизельный сажевый фильтр (Diesel Particular Filter).


Полусинтетические масла (Semi-synthetic, Part-synthetic, Synthetic blends), основа которых разработана путём добавления в минеральное масло отдельных компонентов, полученных в процессе органического синтеза. На самом деле данные масла не являются «полусинтетическими» в буквальном смысле — синтетических компонентов в их составе содержится не более 30 %. Более корректным было бы название «минеральные масла с добавлением синтетических компонентов». Полусинтетические продукты позволяют избавиться от многих недостатков минеральных и синтетических составов. Полусинтетическое масло обычно дешевле синтетического, но в то же время практически не уступает ему по своим характеристикам. Оптимальный вариант для умеренных нагрузок и соответствующего климата.



Важным показателем для правильного подбора является вязкость масла. Вязкость входит в зависимость от температуры в широком диапазоне, от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры масла в двигателе при максимальной нагрузке летом.
Наиболее полное описание соответствия вязкостно-температурных свойств масел требованиям двигателей содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE J300, первая редакция которой была введена еще в 1911 году, и с тех пор постоянно подвергалась дополнениям и уточнениям.
Эта классификация подразделяет моторные масла 17 классов от 0W до 60: Зимние (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и Летние (5, 10, 20, 30, 40, 50, 60) классы вязкости.
Буква W после цифры означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter — зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100 °C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях. Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя.
Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй — определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100 °C и динамической вязкости при 150 °C.
Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения.
Аббревиатура HTHS расшифровывается как High Temperature High Shear Rate, то есть «высокая температура — высокая прочность на сдвиг«. С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре.
Большинство присутствующих сегодня на рынке моторных масел являются всесезонными, то есть удовлетворяют требованиям по вязкости как при низких, так и при высоких температурах.
Для всесезонного масла — сдвоенный номер. Первый — вязкость при отрицательной температуре. Второй — вязкость при плюсовой температуре.
Показатели низкотемпературной вязкости:
0W — используется при температуре до −35 ° С
5W — используется при температуре до −30 ° С
10W — используется при температуре до −25 ° С
15W — используется при температуре до −20 ° С
20W — используется при температуре до −15 ° С
Показатели высокотемпературной вязкости:
Гораздо интереснее второе число в обозначении — высокотемпературная вязкость. Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150 °C. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это или плохо именно для Вашего мотора — знает только производитель автомобиля. Но есть еще один способ подбора последней цифры вязкости. Если у вас сравнительно новая машина, и пробег составляет менее 50 % от планового ресурса, масло хорошо будет работать и при меньшей вязкости. В этом случае вам подойдет продукт категории 5W-30 или 0W-20. Если же пробег превышает 50 % от планового ресурса, лучше выбирать масло с индексом 5W-40. Это объясняется тем, что в двигателе со сравнительно высокой степенью износа увеличиваются зазоры между деталями, поэтому имеет смысл использовать более вязкую смазку.
Согласно SAE J300-07 c 2007 года изменена минимальная вязкость HTHS при 150 °C и высокой скоростью сдвига для SAE 0W-40, 5W-40 и 10W-40 с 2,9 мПа до 3,5 мПа. Обоснование заключается в том, что переход от SAE xW-30 к SAE xW-40 должен обеспечивать увеличенную толщину смазывающей масляной плёнки при работе двигателя, который не полностью отражен в старой версии Стандарта.
В более новых версиях стандарта 1999 года и далее масло SAE 20 имеет более высокую нижнюю границу вязкости — 6,9 сСт, а маловязкие масла с вязкостью ниже 6,9 сСт выделены в отдельные категории — SAE 8, 12 и 16. Это так называемые энергосберегающие масла.
Таблица вязкости масла по SAE.
Класс по SAE | Вязкость низкотемпературная | Вязкость высокотемпературная | |||
---|---|---|---|---|---|
Проворачивание | Прокачиваемость | Вязкость, мм2/с при t = 100 °C | Min вязкость HTHS, мПа·с при t = 150 °C и скорости сдвига 106 с−1 | ||
Max вязкость, мПа·с, при температуре, °С | Min | Max | |||
0W | 6200 при −35 °C | 60000 при −40 °C | 3,8 | — | — |
5W | 6600 при −30 °C | 60000 при −35 °C | 3,8 | — | — |
10W | 7000 при −25 °C | 60000 при −30 °C | 4,1 | — | — |
15W | 7000 при −20 °C | 60000 при −25 °C | 5,6 | — | — |
20W | 9500 при −15 °C | 60000 при −20 °C | 5,6 | — | — |
25W | 13000 при −10 °C | 60000 при −15 °C | 9,2 | — | — |
16 | — | — | 6,1 | < 8,2 | 2,3 |
20 | — | — | 5,6 | < 9,3 | 2,6 |
30 | — | — | 9,3 | < 12,5 | 2,9 |
40 | — | — | 12,5 | < 16,3 | 3,5 (0W-40; 5W-40;10W-40) |
40 | — | — | 12,5 | < 16,3 | 3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40) |
50 | — | — | 16,3 | < 21,9 | 3,7 |
60 | — | — | 21,9 | < 26,1 | 3,7 |
Помимо видов масел, вязкости и составов, внимания требует классификации различных институтов нефти. Задумываясь, какое масло выбрать для автомобиля, стоит их учитывать. Более современные составы порой не совместимы с устаревшей конструкцией агрегатов. Чтобы выбрать моторное масло для двигателя, нужно обратить внимание на маркировку. В каждой системе они предусмотрены для уточненного подбора продукта на бензиновые или дизельные установки.
Классификация моторных масел API была создана в 1969 году Американским институтом топлива (American Petroleum Institute). Ее называют классификацией по качеству моторных масел.
Эксплуатационные категории масел по классификации API.
Категория | Текущий статус | Область применения |
---|---|---|
SA | Не поддерживается | Чистое минеральное масло без присадок; Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1930-х годов. |
SB | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1951 года. |
SС | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1967 года. |
SD | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1971 года. |
SE | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1979 года. |
SF | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1988 года. |
SG | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1993 года. |
SH | Не поддерживается | Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1996 года. |
SJ | Актуальная | Для двигателей автомобилей, выпущенных не позднее 2001 года. |
SL | Актуальная | Для двигателей автомобилей, выпущенных не позднее 2004 года. |
SM | Актуальная | Для двигателей автомобилей, выпущенных не позднее 2010 года. |
SN | Актуальная | Введена с октября 2010 года. |
На этикетке информация о присвоении моторному маслу класса по системе API предоставлена в таком виде: API SM, API CF, или API SN/CF. Если моторное масло можно применять в обоих типах двигателей, то такому маслу присваивается два класса – для дизельных и для бензиновых двигателей. На этикетке масла эти классы разделены косой чертой, например, API SJ/CF-4. При этом первым ставится тот класс масла, который соответствует более предпочтительному (по мнению производителя масла) применению. То есть, в приведенном выше случае, основное предназначение масла — для бензиновых двигателей, но производитель допускает его использование и в дизельных моторах.
Буквенно-циферный код API – это обозначение класса масла.
Здесь первая буква кодировки означает вид масла:
«S» — для бензиновых двигателей (service / spark ignition)
«C» — для дизельных двигателей (commercial / compression ignition)
«T» — для двухтактных двигателей (two-stroke)
Следует заметить, что отсутствие на этикетке моторного масла информации о соответствии какому-либо из классов API однозначно означает, что это масло либо вообще не имеет сертификата API, либо присвоенный ему класс качества устарел или применим для других классификаций.
Классификация моторных масел ACEA (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles) – европейский аналог американской классификации API.
Последняя редакция классификации моторных масел ACEA принята в 2004 году. С этого момента моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей по АСЕА объединены в одну категорию. Но, в связи с тем, что далеко не все новейшие масла, которые классифицируются по новой редакции АСЕА, могут применяться в двигателях более ранних годов выпуска, производители масел до сих пор часто пишут на упаковках моторного масла присвоенные ранее классы качества по предыдущей редакции 2002 года.
Следует обратить внимание, что любой производитель масла, который использует в своей рекламе и на упаковке стандарты ACEA, должен в обязательном порядке провести необходимые испытания согласно требованиям EELQMS (European Engine Lubricant Quality Management System) – организации, отвечающей за соответствие качества моторных масел стандартам ACEA. Именно эта организация сертифицирует лаборатории, в которых проводятся указанные испытания, а также регистрирует проведение таких испытаний.
Классификация моторных масел по стандарту ACEA (ACEA 2016 European Oil Sequences for Service-fill Oils).
A/B: масла для бензиновых и дизельных двигателей.
- ACEA A1/B1: энергосберегающие масла с особо низкой вязкостью, могут быть использованы только при наличии прямого допуска производителя двигателя; категория отменена с 2016 года.
- ACEA A3/B3: масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и лёгких грузовиков, работающих в тяжёлых условиях и с увеличенным интервалом между заменами масла.
- ACEA A3/B4: масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и лёгких грузовиков, работающих с увеличенным интервалом между заменами масла, превосходящие по своим характеристикам масла, соответствующие категории A3/B3
- ACEA A5/B5: маловязкие масла с вязкостью HTHS между 2,9 и 3,5 мПа·с, могут быть неприменимы в двигателях определённых моделей.
C: масла с повышенной совместимостью с каталитическими нейтрализаторами (малозольные масла).
- ACEA C1: совместимые с каталитическими нейтрализаторами масла для современных двигателей с любыми типами систем снижения выбросов в атмосферу, включая дизели с непосредственным впрыском, допускающих использование маловязких масел с вязкостью HTHS не ниже 2,9 мПа·с; наиболее низкое содержание присадок, при сгорании образующих вредную для каталитических нейтрализаторов сульфатную золу (SAPS — Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur, «сульфатная зола, фосфор и сера»).
- ACEA C2: совместимые с каталитическими нейтрализаторами масла для современных двигателей с любыми типами систем снижения выбросов в атмосферу, включая дизели с непосредственным впрыском, допускающих использование маловязких масел с вязкостью HTHS не ниже 2,9 мПа·с; среднее содержание SAPS.
- ACEA C3: совместимые с каталитическими нейтрализаторами масла для современных двигателей с любыми типами систем снижения выбросов в атмосферу, включая дизели с непосредственным впрыском, допускающих использование маловязких масел с вязкостью HTHS не ниже 3,5 мПа·с; среднее содержание SAPS.
- ACEA C4: совместимые с каталитическими нейтрализаторами масла для современных двигателей с любыми типами систем снижения выбросов в атмосферу, включая дизели с непосредственным впрыском, допускающих использование маловязких масел с вязкостью HTHS не ниже 3,5 мПа·с; низкое содержание SAPS.
- ACEA C5: совместимые с каталитическими нейтрализаторами масла для современных двигателей с любыми типами систем снижения выбросов в атмосферу, включая дизели с непосредственным впрыском, допускающих использование маловязких масел с вязкостью HTHS не ниже 2,6 мПа·с; среднее содержание SAPS.
E: дизельные масла для тяжёлых условий эксплуатации.
- ACEA E4: масла, предоставляющие исключительно высокую степень защиты от образования отложений на поршнях, износа, образования сажи и с высокой стабильностью смазывающих свойств. Рекомендованы для дизельных двигателей экологических стандартов Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V, работающих в очень тяжёлых условиях, с очень большим интервалом между заменой масла. Подходят для двигателей без сажевых фильтров, некоторых двигателей с системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и некоторых двигателей с системой снижения выбросов оксидов азота (SCR).
- ACEA E6: масла, предоставляющие исключительно высокую степень защиты от образования отложений на поршнях, износа, образования сажи и с высокой стабильностью смазывающих свойств. Рекомендованы для дизельных двигателей экологических стандартов Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V, работающих в очень тяжёлых условиях, с очень большим интервалом между заменой масла. Подходят для двигателей с EGR, двигателей с сажевым фильтром или без него, а также двигателей с SCR. Настоятельно рекомендуются для двигателей с сажевым фильтром, а также работающих на топливах с пониженным содержанием серы.
- ACEA E7: масла, предоставляющие достаточно высокую степень защиты от образования отложений на поршнях и износа зеркала цилиндра, а также исключительно высокую степень защиты от износа, образования сажи, с высокой стабильностью смазывающих свойств. Рекомендованы для дизельных двигателей экологических стандартов Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V, работающих в тяжёлых условиях, с большим интервалом между заменой масла. Подходят для двигателей без сажевого фильтра, большинства двигателей с EGR и большинства двигателей с SCR.
- ACEA E9: масла, предоставляющие достаточно высокую степень защиты от образования отложений на поршнях и износа зеркала цилиндра, а также исключительно высокую степень защиты от износа, образования сажи, с высокой стабильностью смазывающих свойств. Рекомендованы для дизельных двигателей экологических стандартов Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V, работающих в тяжёлых условиях, с большим интервалом между заменой масла. Подходят для двигателей с сажевым фильтром и без него, большинства двигателей с EGR и большинства двигателей с SCR. Настоятельно рекомендуются для двигателей с сажевым фильтром и работающих на топливах с пониженным содержанием серы.
В последней редакции ACEA (2004г.) автомасла поделены на три категории:
ACEA А/В — моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04.
ACEA С – новый класс — автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Именно нововведения в европейских требованиях к экологии и стали причиной реконструкции классификации ACEA. На сегодняшний день существует три класса в этой новой категории: С1-04, С2-04, С3-04.
ACEA Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Эта категория существовала с самого введения классификации (с 1995 г.). В 2004 году произведены косметические изменения, добавлены 2 новых класса Е6 и Е7, а также исключены два других, устаревших класса.
Европейские органы контроля качества смазочных материалов EELQMS.
Европейская комиссия управления качества для моторных масел EELQMS (European Engine Lubricant Quality Management System) служит для гарантированного обеспечения качества продукции моторных масел в Европе на основе надежных методов испытаний при контролируемых условиях.
Каждый производитель (поставщик масел), который хочет рекламировать и сбывать свои продукты в соответствии со стандартами качества ACEA, обязан проводить испытания в соответствии с требованиями EELQMS.
Все испытательные лаборатории должны быть сертифицированы в соответствии со стандартом ISO 9001, испытательные стенды должны быть сертифицированы с требованиями EN 45001. Процесс испытаний регистрируется в European Registration Centre (ERC), но именных сертификатов при этом не выдается.
Классификация моторных масел ILSAC (International Lubricants Standardization and Approval Committee) — является системой сертификации и лицензирования моторных масел для двигателей легковых автомобилей производства Японии и США.
Сертификацией на соответствие стандартам ILSAC занимается Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов, созданный в 1992 году при совместной работе двух автомобильных ассоциаций:
Ассоциации японских автопроизводителей JAMA (Japan Automobile Manufacturers Association) и Ассоциации американских автопроизводителей AAMA (American Automobile Manufacturers Association), представляющей интересы DaimlerChrysler, Ford и General Motors.
ILSAC утверждает стандарты качества моторных масел, их необходимость, параметры, осуществляет лицензирование и контроль за соблюдением действующих норм.
Масла, сертифицированные ILSAC, часто сертифицируются совместно с API.
Категории моторных масел по стандарту ILSAC.
- GF-1 — введена в 1992 году, соответствует одновременно API SH и требованиям к энергосбережению EC-II. В настоящее время является нижним пределом требований к маслам для американских и японских автомобилей.
- GF-2 — введена в 1996 году, соответствует API SJ и EC-II. Снижено содержание фосфора, повышены требования к работе масла при низких температурах, а также выпадению осадка и пенообразованию при высоких температурах.
- GF-3 — соответствует API SL и EC-II, предусматривает более жёсткие требования по совместимости с каталитическими нейтрализаторами и прочим экологическим оборудованием.
- GF-4 — соответствует API SM, но с более жёсткими требованиями по энергосбережению.
- GF-5 — введена в 2010 году, предусматривает, в частности, более жёсткие требования по совместимости с двигателями, работающими на биоэтаноле.
- GF-6 — будет введена около 2018 года для специальных маловязких энергосберегающих масел.,
Масла, удовлетворяющие требованиям ILSAC GF-5, повышают эффективность всех узлов пассажирских автомобилей: от свечи зажигания до выхлопной трубы. Согласно заявлениям Комитета ILSAC, улучшения производительности положительно повлияют на производителей масел, автопроизводителей, автовладельцев и на окружающую среду. Масла ILSAC GF-5 предназначены для обеспечения высокой защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений, высокие требования предъявляются к шламообразованию. У данного класса масел повышенная совместимость с уплотнительными материалами, обеспечивается необходимая защита двигателей, работающих на этанол-содержащем биотопливе, вплоть до E85.
По сравнению с ILSAC GF-4, новая спецификация обладает следующими улучшениями:
повышена экономия топлива;
увеличен интервал замены масла;
выше стабильность характеристик масла в течение периода эксплуатации;
лучше защита систем снижения токсичности выхлопных газов.
Рекомендуем обращать Ваше внимание на то, что написано в спецификации на канистре приобретаемого масла, дабы убедиться, что оно соответствует требованиям вышеперечисленных стандартов (данную информацию можно узнать из технической документации эксплуатируемого автомобиля). Например, надпись на канистре бренда ROWE имеет следующее написание «The quality of this product is equivalent to EU regulations» это означает: «Качество этого продукта эквивалентно установленным нормам ЕС», т.е. производитель ROWE гарантирует, что данный продукт подходит двигателю автомобиля, исходя из общепринятых стандартов, характеристик и норм. Ниже, как правило, приводится список одобренных стандартов API, ACEA, ILSAC.
В абсолютном большинстве случаев масло, имеющее соответствующую классификацию API, ACEA или ILSAC, подходит и по так называемым OEM-требованиям. Во многом получение отдельной спецификации или одобрения OEM-производителя на конкретное масло – это официальный допуск того или иного завода-изготовителя, подтверждающий применимость конкретного смазочного материала к своим стандартам качества, поскольку, несмотря на все теоретические выкладки об идентичности масел, они не всегда могут соответствовать требованиям OEM-производителя. Общие стандарты выросли именно на основе этих требований, иначе в них не было бы смысла. Об этом разговор пойдет ниже.
Допуски производителей автомобилей OEM (Original Equipment Manufacturers).
Помимо общих стандартов, призванных унифицировать требования к маслам для улучшения взаимозаменяемости и упрощения выбора, существуют требования автопроизводителей OEM. Официально владельцем такого масла считается автомобильный бренд, и оно гордо носит звание OEM. Значит ли это, что данные масла производятся автомобильными концернами? Вовсе нет. Их изготавливают масляные компании по заказу автопроизводителей. По факту — это тот же самый продукт масляной компании. Да, автохолдинги контролируют качество производства, начиная от сырьевых компонентов и заканчивая готовой продукцией. Однако при этом они не имеют огромного штата инженеров и химиков, которые бы разрабатывали каждый компонент и готовый продукт с нуля. В контексте смазочных материалов термин OEM имеет особое значение. Помимо контроля качества, автопроизводители берут на себя весь цикл маркетинга продукта: разработку стратегии реализации, упаковку, рекламу, поставки на торговые точки и продажу. Поэтому канистра с маслом, например, VAG, BMW, Ford или GM (или любым другим OEM-названием), содержит в себе масло, произведенное по лицензии на сторонних заводах для использования в специализированных Станциях Технического Обслуживания или Диллерских центрах, как дополнительный маркетинговый ход.
Как и у всех товаров, привязанных к крупным брендам, цена OEM-масел завышена. Тут встает извечный вопрос о доверии. Исторически люди привыкли доверять фирменным вещам и переплачивать за бренд. Данная тенденция наблюдается не только на автомобильном рынке, но и на любом другом. Далеко не все автомобилисты реально разбираются в компонентах масел и в том, как они влияют на работу двигателя. Поэтому иной раз кажется, что «если у меня автомобиль Toyota, то и масло мне нужно именно этой марки». Так надежнее и спится спокойнее. Однако гораздо важнее обращать внимание не на наклейку автопроизводителя, а на соответствие классу и допуску, рекомендованному для конкретного типа двигателя. К тому же всегда надежнее самому разобраться в вопросе, чем слепо доверять рекламе, которая склонна преувеличивать информацию.
Наиболее распространены допуски производителей Mercedes (имеет вид, например, MB 229.1), Volkswagen (VW 503 00/506 00/506 01), BMW (BMW Longlife-01), General Motors (GM-LL-A-025) и Ford (Ford WSS M2C913C), Jaguar, Land Rover (STJLR.03.5005). Допуски в скобках – не единственные, они даны для примера. Кроме этого свои требования есть у Renault (RN 0700), Peugeot, Citroën (PSA B71 2296) и Fiat (9.55535-M2/N2/Z2), у многих, производителей коммерческой техники (например, Man, Volvo, DAF, и другие), даже у брэндов, производящих трактора и специальную технику (JCB, CAT, John Deere и т.д.). С технической точки зрения допуски разных производителей часто копируют себя, имея одинаковые или близкие требования с разными обозначениями, хотя это не исключает и каких-то эксклюзивных требований в некоторых случаях.
Как же производители масел получают допуски автопроизводителей? Для примера возьмем тот же Mercedes-Benz. Допустим, компания сформировала список требований (спецификацию) к смазке для своего нового двигателя. В таком случае масляный бренд — например, ROWE — хочет одобрить свой продукт на соответствие этим требованиям, чтобы изготавливать масло для новых двигателей. В соответствии с листом допуска специалисты ROWE разрабатывают и тестируют масло в независимых международных лабораториях (ISP, APL, SwRI), либо же приобретают готовые решения с рынка (так называемые рецептуры «market general»). В большинстве современных ОЕМ-спецификаций в дополнение к набору жестких физико-химических и стендовых испытаний на моторных двигателях необходимо успешно пройти дополнительные тесты, проводимые во внутренних исследовательских центрах ОЕМ. Поэтому, когда заканчивается основная программа тестов, образцы масла отправляют к ОЕМ-производителю для проведения испытаний на самых современных двигателях. Если все испытания пройдены успешно, масло получает официальное одобрение от этого OEM-производителя.
Таким образом, процедура получения одобрений абсолютно прозрачна. Если вы видите на канистре пометку о том, что продукт соответствует требованиям двигателя вашего автомобиля, можете смело покупать такое масло. Оно точно не будет хуже того, на котором красуется фирменная этикетка Mercedes-Benz. Одобрения могут получить сколько угодно масляных компаний сразу, если их продукты успешно пройдут те же самые испытания на двигателях Mercedes-Benz. Информация о допуске печатается на лицевой стороне канистры и дублируется на обратной.
На канистрах производителя ROWE может присутствовать несколько вариантов написания: «Approvals», что означает «Одобрено». Или же вот такое «Additionally this product is recommended when the following instructions are required» — в переводе «Кроме того, этот продукт рекомендуется использовать при необходимости выполнения следующих инструкций». Далее ниже приводятся технические наименования OEM-производителей, то есть данный продукт может использоваться в соответствии с технической документацией автопроизводителя. Данные обозначения на канистрах масла ROWE призваны прежде всего дать понимание потребителю о безусловной применимости масла к двигателю его автомобиля.
Выбирая масло для автомобиля по OEM показателям, целесообразнее и выгоднее будет покупать масло не с логотипом автопроизводителя, а аналог от известной масляной компании. И вот почему. Как было упомянуто выше, автопроизводители не занимаются изготовлением собственных масел, а пользуются услугами сторонних предприятий по их производству. Смазочные материалы, выпускаемые как под маркой компании ROWE, так и под маркой автопроизводителя, изготавливаются совершенно одинаково. Лаборатории компаний исследуют и испытывают каждый новый продукт прежде, чем он попадет на рынок. Этим занимаются команды профессиональных инженеров и химиков. В результате получается качественное масло, в котором используются новейшие технологические достижения бренда ROWE. Что касается получения официального одобрения автопроизводителя — процедура совершенно одинакова как для OEM-масел, так и для продуктов под собственным брендом компании, поэтому сомневаться в качестве ROWE не приходится.
При этом цена на продукцию бренда ROWE значительно ниже аналога от OEM-производителя. Когда на канистру попадает наклейка мирового автомобильного бренда, товар автоматически взлетает в цене. Таковы законы маркетинга. Поэтому, выбирая продукцию зарекомендовавшей себя масляной компании, вы не теряете в качестве — просто не переплачиваете деньги за наклейку с названием известного бренда.
P.S.
В заключении хотелось бы сказать, что тот, кто ознакомился с данной статьей до конца, опираясь на полученную информацию, сможет наиболее правильно подобрать необходимое масло для своего автомобиля. Обращайте свое внимание только на качественные бренды, используйте лучшее масло от лучших производителей, таких, как немецкий производитель смазочных материалов ROWE MINERALÖLWERK GMBH, и ваш двигатель всегда будет в исправном состоянии!
Вернуться к публикациям